–Российский Клуб Трейдеров. Форум трейдеров

Классическая теория макроэкономического равновесия. Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков или закон Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, а, следовательно, достаточен для ее полной реализации. Это означает, что, во-первых, целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материальных благ, . получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упрощающую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства экономических агентов.

РОСНЕФТЬ

Сторонники трудовой теории стоимости считали (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.), что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что они имеют общую основу – труд. Однако в современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность, причем именно проблема сравнения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.

Курс экономической теории под ред. Чепурина, Киселевой

Кейнсианцы и неоклассики о проблемах дискреционной и автоматической экономической политики. Дискреционная экономическая политика носит явно выраженный антициклический характер. Кейнсианская теория отдает предпочтение этому способу воздействия на экономическую конъюнктуру, так как считает нестабильность характерным свойством рыночной экономики. Однако, при осуществлении дискреционной экономической политики возникает ряд проблем, которые способны свести на нет ее эффективность. Одна из таких проблем, как подчеркивают неоклассики, заключается в запаздывании воздействия политики на экономическую конъюнктуру в связи с лагами распознавания, принятия решений и действия. Кредитно-денежная политика имеет более короткие лаги, поэтому больше подходит для краткосрочного регулирования экономики. Причем, в кейнсианской концепции кредитно-денежная политика является более действенной в качестве сдерживающей перегрев «экономики» в период экономического бума. Однако точно предсказать продолжительность циклических отклонений и лагов весьма затруднительно. В этих условиях невозможно определить, когда следует проводить стимулирующую или сдерживающую экономическую политику.

Как правильно провести инвентаризацию

Предельная производительность труда ΔY/ΔL = MP L , предельная производительность капитала ΔY/ΔK = МР К и предельная производительность природных ресурсов ΔY/ΔN = МР N – это еще одна группа относительных показателей, с помощью которых определяется вклад каждой дополнительной единицы ресурса в совокупный продукт. Чем больше предельная производительность ресурса, тем лучше его качество, тем больший вклад в объем совокупного производства способен внести данный ресурс при постоянных масштабах его использования.

Промежуточный отрезок означает, что экономика приближается к состоянию потенциального ВВП (полной занятости всех ресурсов) и начинают появляться так называемые «узкие места». В отдельных отраслях уже оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы расширить объем реального ВВП, необходимо повышение цен на факторы производства.

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ , удовлетворяющих человеческие потребности. Потребности человека можно определить, как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Классификация благ: экономические и неэкономические потребительские и производственные частные и общественные. Потребности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цирковое представление удовлетворяют определенные человеческие потребности, и потому мы можем говорить о производстве нематериальных благ.

Нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть?» Приемлем ли для общества размер безработицы, сложившийся в настоящее время? Обеспечивает ли рынок справедливое распределение созданного богатства? Нужно ли поддерживать мелкий бизнес?.. Из сказанного становится ясно, насколько тесно связаны между собой экономическая теория (особенно нормативная экономическая теория) и государственная экономическая политика. В самом общем виде государственная экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических цепей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов, полно занятости и др.

Обратим внимание на то, что условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции. Однако существует категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления. Речь идет об общественных товарах и услугах , или общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки.

В связи с программой перераспределения доходов экономисты рассматривают так называемую дилемму эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого «национального пирога». Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. А. Оукен назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 855 долларов, взятых у состоятельных граждан, 755 долларов теряются в процессе передачи бедным.

Возвращаясь к Санкт-Петербургскому парадоксу, мы можем теперь сказать, что индивиды, отказываясь от игры в подбрасывание монеты, несмотря на бесконечно большое значение математического ожидания, руководствуются, согласно гипотезе Бернулли, прежде всего ожидаемой полезностью выигрыша. А предельная полезность дохода с каждым его приростом снижается. При уменьшающейся предельной полезности денежного выигрыша люди будут требовать все возрастающих выплат, для того, чтобы компенсировать свой риск в случае проигрыша.

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли. Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля , показывающий степень концентрации рынка. Индекс вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных допей каждой фирмы в отрасли:

Регулирование рынка ценных бумаг. Для того, чтобы рынок ценных бумаг мог эффективно выполнять свои функции, государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем: а) установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ б) регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии в) лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ г) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.
К оглавлению